Рух Хус (масло дикого ветивера) / масло спокойствия
Ruh Khus (Wild Vetiver Oil)/Oil of Tranquility
Автор: Christopher McMahon
https://www.vetiver.org/UP_Vetiver.htm
Жалюзи из ветивера, которые придают
В жаркие летние полдни
Ароматный холод
О зимних ночах.
Бихари (1595-1664)
В поисках дикого ветивера
В феврале 1995 года у меня была возможность поехать с моим наставником по парфюмерии Рамакантом Харлалкой и его хорошим другом доктором Махешвари в северный индийский город Каннаудж в штате Уттар-Прадеш. Целью нашего визита было изучение традиционной парфюмерной индустрии, которая до сих пор процветает в этом регионе. Одним из основных растений, дистиллируемых в то время года, был корень дикого ветивера, и за те несколько дней, что я провел в их компании, мне предстояло лучше понять важность этого корня и жизненно важную роль, которую он сыграл в жизни индийского народа на протяжении всей долгой истории страны.
Среда обитания дикого ветивера
Эту интересную траву, подземная структура которой состоит из системы тонких губчатых волокнистых корней, можно найти в диком виде по всей Северной Индии, особенно в штатах Раджастхан, Уттар-Прадеш, Хараяна и Мадхья-Прадеш. Ботаники описывают его как «потрепанный» ветивер, потому что он может распространять свою популяцию через семена, в отличие от культивируемой разновидности ветивера, которую необходимо размножать делением куста. Парфюмеры, ароматерапевты и исследователи ароматов в большинстве стран мира знакомы с маслом культивируемой разновидности ветивера или Vetiveria ziazaniodes, как его технически называют. Это растение широко выращивается в таких странах, как Гаити, на островах Реюньон, Ява и Южная Индия, и широко используется в различных эссенциях, где требуются глубокие, загадочные, богатые и землистые ноты, которые демонстрирует масло. С другой стороны, дикий ветивер Северной Индии редко попадает в международные коммерческие каналы, поскольку почти полностью потребляется внутри Индии, где он пользуется большой популярностью. Индийская привязанность к особому аромату дикого ветивера или Кхуса, как его обычно называют, такова, что его цена в четыре раза превышает цену культивируемого сорта. Случайный обонятельный анализ культурного и дикорастущего масел привел бы к мысли, что они весьма схожи по своей природе, но индийскому носу это совсем не так, отсюда их привязанность к маслу Кхус, даже при его резко более высокой цене.
После ночной поездки из Дели в Канпур мы поехали на арендованной машине в Каннаудж, который находился в паре часов езды. Когда нежные лучи солнца освещали пейзаж в ранние утренние часы, я радовался, увидев, как оживают очертания сельской Индии. Простые деревенские обычаи, изображенные на небольших фермах, повозках, запряженных быками, изолированных храмах и мечетях, деревенских деревнях и бесчисленных других природных сценах всегда освежают мой дух и напоминают мне, что, хотя мы живем в высокоразвитую технологическую эпоху, все еще существуют миллионы людей возделывающих землю проверенными временем способами. Конечно, зарабатывать хлеб насущный, обрабатывая землю вручную, с помощью сельскохозяйственных животных или, в редких случаях, с помощью тракторов, нелегко, но в чертах людей отпечатывается определенное благородство, которое, кажется, мне очень красиво и стоит уважать. В эти рассветные часы также есть сущность, пронизывающая землю, которая сильно трогает сердце и естественным образом вызывает настроение благоговения и трепета перед чудом и тайной жизни.
Усилия доктора Махешвари в исследовании ветивера
По пути мои спутники указали мне на естественные заросли ветивера, растущие возле каналов и на открытых пространствах. Он выглядел как высокая, жесткая, проволочная трава, которая, казалось, могла адаптироваться к различным условиям окружающей среды. В идеале ветивер любит богатую болотистую почву в сочетании с теплым и влажным климатом, но он, безусловно, может расти и в районах, где преобладают менее идеальные условия. Визуально не было ничего, что отличало бы его от растения, корни которого обладают одним из самых экзотических ароматов, которые только можно себе представить; Аромат, который захватывал воображение людей на протяжении тысячелетий. Я был рад находиться в компании двух таких знающих людей, которые могли помочь мне понять, что из самого обычного растения может исходить самый необычный аромат. Фактически, доктор Махешвари посвятил значительную часть своей исследовательской карьеры изучению этого растения как в полевых условиях, так и в лаборатории. Он путешествовал по многим районам на севере, где это растение можно было найти в его естественной среде обитания, и собирал образцы, которые позже дистиллировал и анализировал с помощью современных научных методов. Исследуя это уникальное растение, он обнаружил, что невозможно классифицировать его по стабильному набору характеристик, поскольку оно способно проявлять широко варьирующиеся ароматические характеристики. Он рассказал нам, что, собирая образцы на том же озере в Раджастхане, он обнаружил, что некоторые из их масел обладают полярно-отрицательными характеристиками оптического вращения, а другие полярно-положительны. Хорошее описание этого процесса можно найти в книге Дэвида Уильямса «Химия эфирных масел». Это было довольно необычное явление. Ему также удалось обнаружить дикие экземпляры, обладающие широким спектром обонятельных характеристик, которые, естественно, демонстрировали значительные различия в химическом составе. Он упомянул нам, что на экспериментальной сельскохозяйственной станции предпринимаются попытки выращивать некоторые из этих различных сортов, чтобы их можно было размножать и использовать их уникальные характеристики.
В техническом плане мне удалось почерпнуть еще несколько интересных фактов о масле Кхус из раздела, посвященного Vetiveria ziazaniodes, в многотомном энциклопедическом труде о природных ресурсах Индии под названием «Богатство Индии».
1. Исследования масел из различных регионов-производителей (растение также культивируется в Индии, особенно в Керале и Тамил Наду) показывают, что все сорта, за исключением северо-индийского масла Кхус, химически схожи.
2. Левовращающее североиндийское масло хуса уникально тем, что содержит как кадинан, так и сесквитерпены эвдесмана необычной антиподальной конфигурации: к ним относятся хусол, хусинол и хуситон.
3. Другой характерной особенностью этого типа является наличие большого количества левовращающего хусилала (редкого класса терпеноидов С-14), который фактически отвечает за сильную левовращающую активность этого масла; это соединение отсутствует в типичных правовращающихся маслах (Гаити, Ренюньон, Ява и Южная Индия).
4. Было обнаружено, что помимо масла корни из Северной Индии содержат фруктозу, глюкозу, сахарозу и глицерин. Это первое сообщение о присутствии свободного глицерина в растениях, и его присутствие имеет большое биологическое значение.
Рамакант также объяснил мне, что, помимо уникальных характеристик Хуса, ветивер зиазаниодес в целом поставил перед учеными-исследователями настоящую проблему, поскольку это одно из самых сложных известных масел. Современная наука смогла выделить из ветивера более 150 ароматических молекул, но есть и те, которые невозможно идентифицировать. Он сообщил нам, что в международном совете ISO по эфирным маслам, в котором он работает вместе с некоторыми из лучших исследователей эфирных масел в мире, тема ветивера всегда вызывает большой интерес, потому что это необычное масло со множеством загадок. Рамакант предположил, что, возможно, его чудесная сложность обусловлена тем, что он имеет многие сотни тонких корешков, которые находятся в непосредственном контакте с землей, в которой он растет, и что он способен извлекать из этой земли тонкие и редкие молекулы, поглощаемые в его сосудистую систему, которая, в свою очередь, превращает их в галактику молекул внутри растения. Когда мы остановимся и задумаемся о том, как растения извлекают из земли такое богатое изобилие изысканных ароматических молекул в бесконечном разнообразии комбинаций, мы можем только признать, что участвуем в чуде жизни, полном тайн и чудес.
Методы дистилляции производства каннаджу-аттара
Достигнув Каннуая, мы начали серию посещений старых и новых парфюмерных домов, где смогли увидеть широкий спектр техник дистилляции, от древних до современных. Каннаудж расположен недалеко от берегов реки Ганг и в 7 веке был столицей Индии. Позже, во времена правления императоров Великих Моголов, он стал центром производства парфюмерии и сохраняет это положение до сих пор. Трудно точно определить, когда зародилась традиция создания парфюмерии, но, возможно, она началась еще до того, как город стал столицей. Богатая и плодородная земля, расположенная вдоль берегов реки Ганг, была, без сомнения, прекрасным местом для выращивания многочисленных ароматических растений, которые покорили сердца индийского народа в начале их цивилизации. Река Ганг в былые времена также была широкой и глубокой, что позволяло судам легко курсировать по ее руслу, что позволило бы импортировать и экспортировать природные ботанические сокровища региона. Мы можем только предполагать о таких вещах, пока не будут обнаружены более конкретные доказательства, но мы можем с уверенностью сказать, что Каннауй имеет непрерывную парфюмерную традицию с 16 века.
Когда мы впервые вошли в традиционный дистилляционный завод, я понял, что попал в мир, который, как я думал, не может существовать в наше время. Ряды медных перегонных кубов или «дегов» располагались на глиняных печах, под которыми горели дрова, разжигавшие огонь. Кадры вмещали около 100 фунтов цветков бархатцев (Etageres erect), погруженных в воду. Из вершины «дегов» под углом торчали бамбуковые трубы, обернутые шпагатом из местных трав. Эти трубы, или «чонги», соединяли «деги» с другим медным сосудом с длинным горлышком, называемым «бхапка», который находился на водяной бане под более крупным сосудом. В этом сосуде меньшего размера хранилось драгоценное сандаловое масло, в котором конденсировались ароматические пары, образующиеся при «деге». Этот уникальный процесс гидродистилляции цветочных паров с получением сандалового дерева использовался для производства так называемого «аттара». Ощущение, окружавшее этот процесс, было действительно необыкновенным. За огнем следили люди, которым приходилось следить за выделением тепла путем наблюдения и опыта. Не существовало современных датчиков температуры, которые могли бы сообщить такие вещи. Эта важная задача была поручена людям с многолетним опытом изготовления «эфирного масла», потому что, если температура станет слишком высокой, вода на градусах испарится и быстро вызовет «сгорание» цветов, что испортит запах сандалового дерева. Незначительная ошибка может стоить тысячи долларов. Другие люди регулярно проверяли нагрев ресивера, ощупывая его внешний периметр. Водяная баня, в которой находился приемник, должна была поддерживать определенную температуру, чтобы происходила правильная конденсация ароматических паров. Как только окружающая вода стала теплой, добавляли свежую прохладную воду. Об этих и многих других деталях заботились в спокойной, упорядоченной манере.
Техника дистилляции Каннауджа-Производство Рух Хуса (чистое гидродистиллированное масло дикого ветивера)
То же самое оборудование использовалось для производства того, что называется «рух». Единственная разница в процедуре заключалась в том, что в принимающем сосуде не было сандалового масла. Бамбуковая трубка, соединяющая «дег» с «бхапкой», также была длиннее. Именно таким способом производилось чистое масло хус. Прежде чем поместить корни ветивера в «дег», их сначала измельчили на ручной машине. Затем их предварительно замачивали на 10-12 часов перед помещением в «дег». Затем начался долгий и медленный процесс, в ходе которого масляные мешочки в корнях открывались под действием низкого давления и слабого тепла, выделяющегося внутри перегонного куба. Традиционный «дег» не может работать при высокой температуре и высоком давлении, как это могут делать более современные установки для перегонки пара. Уплотнение между основной частью «дега» и крышкой выполнено с помощью глиняной змейки, полностью охватывающей губу. Затем на эту глиняную змею нажимают крышку, просовывая простой кусок металла с крючком под край основного корпуса перегонного куба и над крышкой, а затем вбивая деревянный клин в открытое пространство над крышкой, чтобы заставить ее опуститься. Бамбуковая трубка, выходящая из крышки, удерживается на месте только прочной бечевкой. Место, где он входит в крышку и делается печать, выполнено из ваты и глины. Хотя это немного сложно представить, можно легко понять, что дистилляция под высоким давлением в этом случае не сработает. Некоторые люди считают, что эта дистилляция при низком давлении также способна сохранить больше деликатных ароматических молекул, которые могут разрушиться при более высоком давлении и нагревании. Типичная дистилляция такого типа продолжается в течение 12-24 часов или до тех пор, пока вся эссенция не будет извлечена из корней ветивера. Когда процесс завершен, жидкость в приемнике насыщается ароматом хуса, и после надлежащего охлаждения масло отделяется от воды, после чего его собирают, перемещая специальные щетки по поверхности воды для поглощения масла. Затем масло выдавливают в бутылки, в которых хранится драгоценный «рух».
Сбор дикого ветивера
Когда я сижу за своим столом и пишу эту статью, у меня в руке флакон этой изысканной эссенции. Этот конкретный образец подготовлен нашим близким другом, г-ном Маноджем Авасти, который всю свою жизнь прожил в Каннаудже и сам является профессиональным парфюмером. Мы наняли его, чтобы он лично руководил приготовлением лучших рух хусов, которые только можно приготовить. Его работа начинается в октябре, когда всерьез начинается сбор корней. Это можно сделать только после окончания сезона дождей, поскольку перед сбором корни должны высохнуть в земле. Чтобы понять весь процесс от начала до конца, мы попросили его посетить одно из мест, где происходила работа по выкапыванию корней. Он отправился в самое сердце Уттар-Прадеша, в сторону от главной дороги, чтобы сфотографировать эту интересную часть истории. Многим жителям Запада трудно представить, что большая часть Индии все еще не освоена, но это так. На таких открытых землях можно встретить дикий ветивер, растущий на огромных территориях площадью в несколько акров. Люди, которые собирают урожай, — это те, кого индийцы называют адваси, или племенной народ, коренные жители Индии.
Они приезжают в эти районы и разбивают палатки на несколько месяцев, пока идет сбор урожая. Они строят небольшие хижины из легкодоступных материалов, в том числе из травы ветивера, которую используют в качестве соломы. В земле они выкапывают небольшие кострища, куда ставят посуду для приготовления простых блюд. В начале дня они достают свои самодельные инструменты для выкапывания ветивера из земли. Перед удалением корня удаляют надземную часть так, чтобы осталось всего 15-20 сантиметров. Стебли надземной части также собирают и используют для различных целей, включая строительство сложных сооружений для религиозных церемоний. Основным орудием для этого является толстая монтировка с длинной ручкой, которую они втыкают в землю, а затем поднимают, чтобы вывести корни на поверхность. Иногда для удаления корней также используют тяжелую стальную зубчатую вилку. При удалении комков только около 60% корней высвобождаются, и комбайны часто перекапывают участок, чтобы восстановить как можно больше свободных корешков. Затем почву отбивают от корней тяжелыми камнями или деревянными замками. Женщины садятся и удаляют мачете оставшиеся надземные части травы, оставляя ровно столько, чтобы клубок корней остался нетронутым. Затем они аккуратно связывают каждую часть корней в аккуратный пучок. Видеть, как ловко они это делают и как красиво выглядит каждый сверток, — настоящее произведение искусства. Меньшие связки затем собираются в большие связки и прикрепляются к обоим концам шеста, который мужчины затем транспортируют в центральную зону сбора.
После нескольких недель раскопок и сборки связок, когда уже был собран значительный запас пучков ветивера, покупатели корней приезжают в отдаленное место, где работают Адваси, и покупают корни. Их тщательно пересчитывают, взвешивают и загружают в повозки, запряженные волами, которые затем перевозят их к ближайшей асфальтированной дороге, где их ждут грузовики. Отсюда корни доставляются в Каннаудж, где их доставляют на различные дистилляционные заводы, где готовят Рух Хус традиционными способами или с помощью современной техники паровой дистилляции. Покупка корней является очень важной частью ежегодной работы производителей масел. Некоторые производители, использующие «дег», очень щепетильны в отношении приобретаемых корней, поскольку их единицы достаточно малы, чтобы использовать один тип корня из определенной области. Городским парфюмерам известно, какие районы имеют корни со специфическими ароматическими характеристиками. Истинные ценители ветивера также могут выбрать корни, собранные в нужное время. Те, которым 18-24 месяца, считаются лучшими по качеству содержащегося в них масла. Тонкие нюансы искусства выбора хорошо известны тем, кто производит масла для избранных покупателей. Часто масло добывается по контракту для конкретного рынка высокого класса, и в этом случае почти всегда предпочтителен метод «дег». Если приемлемо более универсальное масло, метод паровой дистилляции может дать хорошее масло. В этом случае в каждый куб загружается от 500 до 1000 фунтов материала, а это означает, что им часто приходится смешивать корни из разных мест, а также корни, находящиеся в разной степени зрелости. Возможно, разница между маслом «дег», производимым небольшими партиями, и маслом, производимым на более крупных установках паровой дистилляции, очень тонкая, но нет никаких сомнений в том, что в первом методе есть настоящее очарование Старого Света. Я не знаю, насколько это повышает качество масла с точки зрения его научного анализа, но я думаю, что можно «ощутить» разницу в том, что это трудоемкое искусство и ремесло, которое, я надеюсь, мы сможем сохранить.
Обонятельные характеристики масла
Теперь что касается обонятельной оценки масла, которое находится у меня в руке. Он темный, густой и коричневый, почти сиропообразной консистенции. Хорошо дистиллированное масло с течением времени становится гуще, а его аромат становится все более глубоким и интенсивным по мере созревания. Непосредственное впечатление - мощное землистое рассеяние. Это тяжелое масло, которое, если его нельзя использовать в качестве ароматизатора само по себе, необходимо правильно разбавить, чтобы оно не доминировало полностью над другими ароматами, с которыми его смешивают. При оценке этого масла на ум сразу приходят образы земли, корней, влажной лесной подстилки. В своем многомерном профиле он также содержит тихую сладость, которая каким-то образом идеально переплетается с более землистыми тонами. По мере того, как вы углубляетесь в его сложный характер, вы обнаруживаете то, что можно назвать нотами драгоценной древесины, которые также можно найти в таких маслах, как сандаловое дерево и агар.
Стойкость масла известна. Это превосходный фиксатор, поскольку он может объединить каждую часть композиции, от эфирных верхних нот до глубоких базовых. В руках опытного парфюмера он способен произвести выдающиеся эффекты в фужерных, шипровых и восточных композициях. При использовании этого масла в творческой парфюмерии обязательно нужно учитывать, что оно понравится водителю на переднем сиденье. Он совершенно отличается от сандала, который может незаметно отойти на второй план и лишь скромно проявить себя в качестве фактического участника аромата. По сути, это довольно доминирующая нота, и ее следует использовать с большой осторожностью, если кто-то хочет, чтобы другие ноты казались ясными и не запутанными. Некоторые из масел, с которыми он прекрасно сочетается, — это пачули, кора корицы, ягоды линалоэ, сандал, дубовый мох, опопанакс и мимоза. Это масло предлагает широкие творческие возможности для людей, желающих окунуться в мир смешивания собственных духов и эссенций.
Местное использование ветивера
Использование масла не ограничивается парфюмерией. Он играл важную роль в местной медицине с древних времен. Возможно, его наиболее известное применение — в качестве хладагента. В жаркие летние месяцы масло добавляют в воду для ванны или наносят непосредственно на кожу, чтобы уменьшить воздействие внешнего тепла. Масло также используется для лечения метеоризма, колик и упорной рвоты. Говорят, что он полезен при местном применении при растяжениях связок, ревматизме и люмбаго. Гидрозоль широко используется при приготовлении вкусного шербета — любимого летнего напитка, который утоляет жажду и снижает температуру тела. Этот гидрозоль также используется во многих региональных блюдах, особенно в сладостях.
Сами высушенные корни широко используются для изготовления ряда полезных предметов домашнего обихода. Индийские домохозяйки любят накладывать их под одежду, чтобы отпугнуть насекомых и придать их возвышенный аромат материалу, с которым они соприкасаются. В Южной Индии из них ткут циновки, которые при сне оказывают охлаждающее действие. Самым известным применением корней является изготовление ширм, которые с древних времен вешали на окна в жаркие месяцы. В течение дня эти «хущики» периодически опрыскивают водой, чтобы при малейшем дуновении ветерка в воздухе распространялся прохладный аромат. Это одна из самых уникальных форм «кондиционирования воздуха», о которых я когда-либо слышал. Эта кустарная промышленность все еще жива в Северной Индии. В священном городе Натхдвара, Раджастхан, где находится древний храм Шри Натх Джи, традиция использования циновок Кхус для охлаждения храмового комплекса практикуется во всех ее разнообразных аспектах. На прекрасном веб-сайте, созданном Бхагват Шахом (http://www.geocities.com/Athens/Acropolis/2425/summer.htm), дается прекрасное описание важной роли, которую маты Кхус играют в поклонении божеству.
Тростник кхус является естественным охлаждающим средством и веками использовался в Индии для охлаждения интерьеров домов. Коврики из тростника кхус часто используются для покрытия крыши, дверей и окон, чтобы защититься от солнца и охладить воздух, добавляют нотку «экзотики», наполняя прохладный воздух особым природным ароматом. Как и в древних королевских дворцах, дворец Шри Натхджи хорошо укрыт толстыми циновками из ароматного тростника. Это защищает от палящего солнца и помогает сохранить тепло. Чтобы убрать пыль из внутреннего святилища, армия слуг постоянно опрыскивает циновки большим количеством воды. Когда кхас пропитан водой, он испускает прохладный сладкий аромат, разносящийся по всему помещению. Большие потолочные вентиляторы с ручным управлением перемешивают ароматный воздух, а слуга тянет шнур взад и вперед снаружи внутреннего святилища. Ручные вентиляторы также регулярно используются для охлаждения непосредственного окружения Господа. Некоторые веера во внутреннем святилище также сделаны из кхуса и обильно омываются прохладной ароматной водой из серебряных фонтанов.
Во внутреннем святилище установлены имитационные павильоны из цветных кхус, чтобы восхищать и охлаждать Шри-Ганшьяма. Аромат этого самого древнего индийского кондиционера также сочетается с кулинарными изысками лета, поскольку кхус-шербеты ежегодно пользуются популярностью у индийских масс и их богов.
Когда мы посетили Натхдвару в июле 1995 года, я смог увидеть изысканные миниатюрные образцы павильонов Кхус, созданных для поклонения Шри Натх Джи. Их продавали паломникам, чтобы они могли разместить их на своих домашних алтарях и воссоздать опыт, который они получили, находясь на территории храма. Нам также показали глиняные горшки для воды, обернутые корнями кхуса. Когда вода остывает в горшках и медленно испаряется из крошечных пор, содержащихся в глине, корни впитывают влагу и наполняют своим тонким ароматом дома, в которых они находятся.
Насыщенный, загадочный аромат ветивера, известный на Востоке как «аромат спокойствия», — чудесный подарок человечеству из ботанического царства. Его эстетическая и терапевтическая ценность ценилась на протяжении тысячелетий и, будем надеяться, продолжит приносить удовольствие и исцеление будущим поколениям. Его история тесно переплетена с жизнью многих людей; коллекционеры, производители масел и потребители. Когда мы созерцаем изысканную красоту любого такого масла, мы можем значительно повысить уровень нашей оценки, если постараемся связать себя со всей тяжелой работой, которая была потрачена на создание каждой драгоценной капли. Когда наши мысли останавливаются на том, как растение возникло в результате длительного эволюционного процесса в алхимической лаборатории природы, мы можем еще больше усовершенствовать наше понимание уникальных свойств масел. Когда такие чувствительные мысли появляются в нашем сердце и разуме, мы, несомненно, соприкасаемся с теми чудесными чувствами радости и чистоты, которые мир ароматов производит в сердце и разуме.
«В тот день, когда в цепочке событий от цветка к аромату цветок перестанет собираться, духи потеряют свою силу. Захватить цветок, овладеть его душой, чтобы преобразовать его, — это способ объединиться с землей и дать парфюму место в таинственном и уникальном процессе... когда духи носят мужчины и женщины, они играют важную роль в этом процессе».
Жак Пожель/создатель духов Chanel
Источник: https://www.vetiver.org/UP_Vetiver.htm