Нард и проблемы устойчивого развития
Нард в цвету
В большинстве дискуссий об устойчивом развитии, связанных с эфирными маслами, чаще всего упоминаются сандаловое дерево и розовое дерево. К счастью, за последние пару лет проблема сандалового дерева отступила — см. здесь. Большую проблему представляют Spikenard и Rosewood, а на третьем месте, возможно, Agarwood (Oud) или Frankincense. Устойчивость растений становится все более сложной задачей. Это не ново, но популярность эфирных масел значительно усугубила проблему. Согласно обзору МСОП и Всемирного фонда дикой природы, проведенному в 2010 году, в мире насчитывается 50-80 000 видов цветковых растений, используемых в медицинских целях, и около 15 000 из них находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерного сбора урожая и разрушения среды обитания.
Проблема сложная, но ключевой аспект заключается в том, что дикорастущие растения подвергаются большему риску, чем культивируемые (хотя монокультура создает свои проблемы). Другой аспект заключается в том, что во избежание юридических ограничений и снижения затрат некоторые растения или эфирные масла продаются нелегально или ввозятся контрабандой. В пресс-релизе от 18 сентября 2017 года подчеркивается следующее: «Солт-Лейк-Сити — базирующаяся в Лехи компания по производству эфирных масел в понедельник признала себя виновной в незаконном обороте лечебных масел из Перу и Непала. Согласно заявлению Министерства юстиции США, сделка о признании вины требует от Young Living Essential Oils раскошелиться на более чем 760 000 долларов и разработать план по отслеживанию соблюдения требований. Компания сообщила правительству о своих ошибках после того, как в 2015 году наняла стороннего следователя. Расследование показало, что компания экспортировала масло розового дерева из Перу и масло шиповника из Непала без надлежащих разрешений на сбор растений, считающихся исчезающими». Подробнее здесь.
В 2015 году Spikenard (Nardostachys jatamansi, синоним N. grandiflora) был классифицирован МСОП как «находящийся под угрозой исчезновения». В 1994 г. были выражены опасения по поводу чрезмерной эксплуатации этого вида, и с 1997 г. он был внесен в список СИТЕС как «находящийся под угрозой исчезновения». Первоначально это относилось только к целым и нарезанным корням и их частям, но в 2007 г. определение включало эфирное масло. Регламент СИТЕС находится в Приложении II: «Приложение II включает виды, которые не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но торговля которыми должна контролироваться, чтобы избежать использования, несовместимого с их выживанием».
Spikenard находится под угрозой исчезновения не меньше, чем палисандр, который представляет собой медленнорастущее дерево тропических лесов, и его нелегко выращивать. Хотя нард — небольшое растение, его также трудно выращивать, хотя некоторые попытки были. Обычно он растет в диком виде на каменистой почве на очень больших высотах: от 10 до 15 000 футов (от 3 000 до 4 500 метров). Здесь описаны проблемы выращивания и сбора ароматических растений в Гималаях, а также трудности получения разрешений СИТЕС в Непале.
Выращивание в Гималаях, http://biolaya.com/cultivation/
Вероятно, на небольших участках в предгорьях нард культивируется в ограниченных количествах, но эфирное масло в основном получают из дикорастущих растений — нижеследующее взято из профиля МСОП и резюмирует их точку зрения: «Из-за большого объема торговли и спроса этот вид собирают из его дикой среды обитания неизбирательно, и поэтому популяция постоянно сокращается (Goraya et al., 2013). Это оказывает серьезное влияние на естественную регенерацию. Таким образом, популяция этого вида очень быстро сокращается в естественной среде обитания. На семинаре CAMP, организованном в Шимле в 2003 году, эксперты пришли к единому мнению, что более 80% дикой популяции в гималайском регионе Индии сократилось за последние 10 лет. Таким образом, вид оценивается как находящийся под угрозой исчезновения. Подобные угрозы продолжаются в Бутане, Китае, Мьянме и Непале, и поэтому статус в Индии считается репрезентативным для этого вида во всем мире». Более подробную информацию можно найти в справочном отчете о включении в СИТЕС за декабрь 2000 года.
Nardostachys jatamansi - единственный вид в своем роде, хотя произошла некоторая путаница с валерианой (разновидность Valeriana), которую неправильно называют N. jatamansi. В отличие от валерианы, Spikenard растет только в Гималаях, в основном в Непале, а некоторые также в прилегающих регионах, включая Бутан и Сикким на северо-востоке Индии. Собирают все растение целиком, так как используются корни, и восстановление растения происходит медленно. Корни сушат и либо используют как таковые, либо перерабатывают на эфирное масло.
Сушеные корни Nardostachys jatamansi
Постановление СИТЕС ограничивает международную торговлю корнями нарда и эфирным маслом без соответствующих разрешений, а в мае 2017 года правительство Непала объявило о принятии закона о применении постановления СИТЕС на местном уровне. Некоторые считают, что это было сделано в спешке, без участия заинтересованных сторон. Якобы это привело к немедленному запрету на всю торговлю Spikenard. Я говорю якобы, как оригинальная документация в непальском языке (सङ्कटापन्न वन्यजन्तुतथा वनस्पतिको अन्तर्राष्ट्रिय व्यापार नियन्त्रण ऐन, २०७२), и у меня нет способа проверить его. По оценкам, 25-30 000 непальских домохозяйств не только серьезно влияют на поставки масла Spikenard, но и получают до 20% своего дохода от сбора Spikenard. Это может быть завышенной оценкой, но она подчеркивает риски опрометчивого законодательства, если это действительно произошло.
Проблема устойчивости никуда не делась. В последние годы мы наблюдаем проблемы с доступностью таких ароматических веществ, как лаванда, ваниль, римская ромашка, голубая пижма, бессмертник, ладан и, конечно же, нард. В некоторых случаях могут возникнуть краткосрочные проблемы спроса-предложения, решаемые за один-два сезона. Некоторые проблемы в первую очередь связаны с болезнями и монокультурой, и их можно решить. В большинстве случаев растущий спрос на тысячи килограммов эфирного масла ограничивает возможности нашей планеты по производству достаточного количества, чтобы удовлетворить все более голодный рынок.
Контрабанда и чрезмерный сбор дикорастущих сандаловых деревьев в Индии в течение многих десятилетий в конечном итоге и неизбежно привели к краху этой отрасли. К счастью, культивируемое масло Santalum album теперь производится в больших количествах в Австралии. В настоящее время в Сомали ведется чрезмерный сбор ладана, особенно Boswellia carterii, и нет никаких признаков того, что ситуация улучшается. То же самое верно и для Spikenard в Непале. Когда чрезмерный сбор урожая осуществляется для удовлетворения высокого спроса без должного внимания к устойчивости, в какой-то момент будет расплата. Либо запасы иссякнут, либо вмешаются регуляторы. В любом случае больше всего могут пострадать доходы тех, кто выращивает и собирает растения.
Я не говорю, что вы не должны покупать какое-либо конкретное эфирное масло, и сомалийские торговцы ладаном в частном порядке выражали мне озабоченность по поводу негативного влияния внезапного падения спроса на масло ладана на средства к существованию, хотя я должен сказать следующее, сценарий кажется маловероятным. Я действительно думаю, что существует необходимость в большей осведомленности о проблемах и в большей прозрачности со стороны производителей и поставщиков в отношении вопросов справедливой торговли и устойчивого развития.
https://tisserandinstitute.org/spikenard-sustainability/